Вариант 1
|
Подготовительный этап
І. Прочитайте информацию. По строению и значению сложноподчинённых предложений различаются следующие виды придаточных: 1.изъяснительные 2.определительные 3.обстоятельственные
ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
- союзов: что, как, будто, чтобы - союзных слов: кто, что, как - частицы в роли союза: ли Люди давно заметили, что леса на Земле быстро исчезают. (В.Чивилихин).
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
Учёные всего мира приходят к общему твёрдому выводу, что сокращение лесов опасно. (В.Чивилихин). Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. (Л.Толстой).
К определительным придаточным близки местоимённо-определительные, относящиеся не к существительным, а к местоимениям тот, каждый, весь и др., например: (Кто ищет),[тот всегда найдёт]. (В.Лебедев-Кумач).
ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА
Там, где растёт можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. (И.Соколов-Микитов).
ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ
Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (Е.Осетров).
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ
В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, потому что Л.Толстой был противником каких-либо строгих рамок и правил в деле воспитания и преподавания.
ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ
Если я решу посадить около дома, к примеру, три берёзки, то, значит, со временем село украсится тремя могучими берёзами. (В.Солоухин).
ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ
Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. (Л.Толстой).
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯИ СТЕПЕНИ
Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. (К.Паустовский). Лес иногда бывает так густ, что сквозь ветви его совершенно не видно неба. (В.Арсеньев).
ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ (СРАВНЕНИЯ)
Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий… (В.Распутин).
ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ
- простых и составных союзов: хотя (хоть), несмотря на то что, пускай, пусть - союзными словами с усилительной частицей ни: что ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, сколько ни и др. … хотя И.И.Мечников был удостоен многих наград, он остался равнодушным к почестям. (М.Яровинский).
ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ
Новаторство А.П.Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл. (По А.И.Ревякину).
ІІ. Рассмотрите пример тестового вопроса вариант № 1 с готовым ответом ( * ).
Укажите синтаксическую характеристику предложения.
Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». (К.Паустовский).
простое сложносочинённое сложноподчинённое с придаточным цели *
Желаем удачи в определении видов придаточных предложений!
*** Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:
1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003. 2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985. 3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл. 4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. 5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008. 6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994. 7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000. 8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005. 9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999. 10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.
Пройти тест для самопроверки Придаточные цели | Описание курса | Вариант 2 |