Словарь
Базúлика. Вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей, имеющих самостоятельные перекрытия. Базилики зародились в Греции, затем этот тип строения переняли римляне, которые использовали базилики для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре. Бра. Настенный светильник для одной или нескольких свечей или ламп. По обеим сторонам продольного зеркала зажжены два бра, в каждом по две свечи. [Франц. bras - рука] В XVII-XIX веках бра изготавливали из меди, бронзы, венецианского стекла, ценных пород дерева в основном для дворцовых интерьеров и для интерьеров домов богатых людей. С изобретением электричества открылись новые возможности в дизайне бра. Современный рынок систем освещения предлагает бра из латуни, бронзы, оникса и других материалов. Несмотря на свой преклонный возраст, бра и сегодня остаются одним из наиболее популярных приборов для освещения помещений.
Будуáр. Небольшая гостиная хозяйки богатого дома для приёма близких знакомых, а также мебель для такой комнаты. //Будуарный. [Франц. boudoir] Будуары обычно делались для женщин и служили им как комнаты для купания и одевания. Там находилась и спальня. В более позднее время будуары использовали для создания предметов искусства, посвященных женщине (скульптура, живопись).
Вестибю´ль. Просторное помещение при парадном входе в здание (общественное). – Пожалуйста, раздевайтесь, - пригласили её в ярко освещённый вестибюль. [Франц. Vestibule, от лат. vestibulum – вход, передняя] Представление о вестибюле существует со времен Древней Греции, где общественные и административные помещения имели вид залов, разделенных рядами колонн. Вестибюль отделяет вход от внутренних помещений здания. Проектирование современных вестибюлей ставит перед собой множество разных задач. Задачей, например, здания крупной компании является демонстрация имиджа – путем архитектурного оформления. Сегодня вестибюль должен быть оформлен с художественным вкусом, эстетично, но обязательно с долей сдержанности, без излишней помпезности
Вúлла. Богатый пригородный дом-особняк, обычно с садом. Хозяин виллы. Построить виллу. Гостить на вилле. [Итал. Villa – вилла, от лат. villa – тж, от vicus – деревня, местечко.] В XIX веке виллами называли комфортабельные частные дома с садом или парком в привилегированных районах города или пригорода, а также в курортной местности. В XX веке виллой часто называют любой комфортабельный, изолированно стоящий загородный дом для одной семьи.
Витрáж. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи. //Витражный. [Франц. vitrage – оконные стёкла] Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Все чаще создают витражи из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, трехслойные из органического стекла.
Галерéя. 1.Длинное узкое строение с застеклёнными стенами или открытое с боков, для прогулок, отдыха. 2.Длинный и узкий крытый балкон вдоль здания, а также крытый переход, соединяющий части здания. По дороге к комнате сестры, в галерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил m-lle Bourienne. 3.Верхний ярус в театре, цирке. 4.Длинный подземный ход в военных сооружениях, при горных работах. 5.Специальное помещение, в котором размещены для обозрения произведения искусства, а также различные коллекции этих произведений. 6.перен. Длинный ряд, вереница (типов, образов и т.п.). Галереялитературных героев. //Галерейный (к 1-5-му знач.). [Франц. Galerie – крытый проход; ряд, вереница] В галерее обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда еще и балюстрада. Галереи в виде дворцовых залов с одной стеной в виде сплошного ряда больших окон появились в начале XVI века и особенно распространились в эпоху барокко. Противоположная окнам глухая стена использовалась для размещения произведений живописи и скульптуры, что давало хорошее естественное освещение. Удобство размещения экспозиций в галереях привело к тому, что галереями стали называть художественные музеи или их части вообще, без привязки к архитектурным особенностям.
Гобелéн. Вытканный вручную ковер-картина. Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми нитями по рисункам и ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, то есть отдельными участками, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью. Характерная особенность гобеленов – рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка.
Гостúная. Комната для приёма гостей, а также комплект мебели для такой комнаты. В наше время гостиные выполняют почти те же функции, что и раньше. Для гостиной всегда выбирают самую большую комнату в квартире, где собираются все члены семьи для отдыха, проведения досуга и приема гостей. Непременными атрибутами современной гостиной являются удобная мягкая мебель для отдыха – кресла, диваны, а также большой стол и много красивых стульев. Гостúница. Дом с меблированными комнатами для приезжающих. Номер в гостинице. //Гостиничный. Гостиничный номер. Первые гостиницы появились в странах древнего мира и располагались в крупных торговых пунктах, в местах религиозных паломничеств, близ магистральных дорог.
Избá. Деревянный крестьянский дом. //уменьш. избушка. Избяной. Первоначально изба состояла из одного помещения. Однокомнатные жилища сохранились у многих народов, особенно у кочевников, до самого последнего времени. В современном строительстве изб применяются типовые проекты, отличающиеся стремлением создать комфортабельные бытовые условия и учитывающие особенности жизни деревенских жителей. В наше время распространены избы усложненного типа – пятистенки, в которых сруб разделен стеной на два жилых помещения, и многокомнатные – с подвижной мебелью, дополнительными печами.
Изразéц. Плитка из обожжённой глины для облицовки стен и печей, обычно покрытая с лицевой стороны лазурью. Стены выложены мелкими голубыми изразцами с золотыми «травами». И.Тургенев. //Изразцовый. Изразцы в Германии, Голландии, Швейцарии были известны с VIII века, главным образом, белые с синим рисунком. В России изразцы с XVI века применялись для украшения фасадов, позднее стали использоваться для облицовки печей – большей частью плоские с яркой многоцветной росписью, а также белые с синей росписью, навеянные голландскими образцами.
Инкрустáция. 1.Узоры, рисунки, орнамент из тонких пластинок кости, перламутра, ценных пород дерева и т.п., врезанных в поверхность украшаемых предметов. Везде стояла старинная мебель красного дерева с бронзовыми инкрустациями. Д.Мамин-Сибиряк. 2.ед.ч. Искусство исполнения такого украшения. Мастер инкрустации по дереву. //Инкрустационный. Инкрустатор. [От лат. Incrūstātion - облицовка] Известна инкрустация деревом по дереву, металлом по металлу, камнем по камню, но чаще всего инкрустация выполняется иным материалом, чем материал украшаемого объекта. В скульптуре Древнего Востока и античности инкрустацией выделялись глаза статуй и бюстов.
Камúн. Комнатная печь с широкой открытой топкой и прямым дымоходом (камины использовались и в декоративных целях, являясь важной частью интерьера дворцов, загородных поместий). День был холодный, дождливый, и в столовой топился камин. В.Ардаматский. ◊ Электрический камин – переносной электрический прибор для обогрева помещения. //Каминный. [от греч. kaminos – печь, очаг] В каминах в качестве топлива используют газ, уголь или древесину. В городских квартирах популярны электрические камины. В настоящее время появились биокамины, которые работают на биотопливе и при установке не требуют дымохода. Колокóльня. Башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом или включенная в его композицию. В современных колокольнях вместо тяжелых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливаются небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители. Исторические колокольни существуют по всей Европе, от Ирландии до России. В России наиболее известной является колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.
Колóнна. Вертикальная опора, архитектурно обработанная круглая в сечении. Элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров. Уже в архитектуре Древнего Востока и античности колонна применялась в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства. Колонны использовали и для архитектурной обработки стены: колонна придает ей нужный масштаб и ритмичную расчлененность. В архитектуре Древнего Египта и античности подчеркивалась различная степень ее слияния со стеной.
Колоннáда. Ряд или ряды колонн, несущих общее горизонтальное покрытие. В наружной композиции здания колоннада применяется в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, объединяющих его обособленные объемы, зрительно связывающих его с пространством двора или площади, а также с окружающей природой. Иногда колоннада является самостоятельным сооружением. Внутри здания колоннадами обычно обрамляют крупные залы, служат для расчленения и одновременно связи отдельных частей парадного интерьера.
Коттéдж [тэ]. Небольшой жилой дом в пригороде для одной семьи (обычно двухэтажный). [Англ. cottage] Коттеджи возникли в Англии в конце XVI – начале XVII веках и стали традиционным типом английского жилища. В настоящее время коттеджи распространены во всех европейских странах. Коттеджи бывают преимущественно двухэтажными с внутренней лестницей: обычно на первом этаже – общая комната. Кухня, хозяйственные помещения; во втором – спальни. Кремль, только ед.ч. Внутренняя укреплённая часть древних русских городов, обнесённая стенами с башнями. Напрасно ждал Наполеон…Москвы коленопреклонённой С ключами старого Кремля. //Кремлёвский. Кремлёвские куранты. Кремли обычно располагаются на высоком месте у берега реки или озера. В XVI-XVII веках велось широкое строительство каменных кремлей – в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Казани и наряду с оборонительной функцией кремли выполняли и парадную функцию. Во второй половине XVIII века кремли утратили военно-стратегическое значение и вошли в городские комплексы как административные центры и историко-художественные ансамбли. Крéпость. 1.Укреплённое место с долговременными оборонительными сооружениями. //Крепостной. Крепостной вал. 2.В знач. прилагательного крепкий – прочный, такой, который трудно разломать. Крепость духа. На Руси строительство крепостей началось в X-XI веках главным образом с целью защиты населения городов и жителей окрестных районов от набегов кочевников. В Киевской Руси в XI веке было укреплено более 86 городов. На протяжении всей истории России крепости использовались во всех боевых действиях во многих войнах, но всем понятно, что в современных условиях крепости, как оборонительные сооружения не нужны, поэтому они сохраняются как музеи и памятники архитектуры.
Лепнúна. Рельефные украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах и зданиях, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, бетона и другого материала. Лепнина всегда считалась классической архитектурной традицией, интерес которой стал возрождаться в последние годы. Лепнина считается одним из самых распространенных элементов архитектурного декора помещений. На сегодняшний день для изготовления лепнины используется полистирол, который считается недорогим материалом и наиболее экономичным вариантом лепнины. Лепнину используют для украшения верхних частей стен и потолка.
Мавзолéй. Погребальное сооружение, включающее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал; монумент. Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке. В России первый деревянный Мавзолей был возведен ко дню похорон В.И.Ленина в 1924 году. Второй деревянный вариант Мавзолея Ленина возведен в 1925 году. В настоящее время Мавзолей открыт для доступа в определенные дни и часы. При посещении Мавзолея запрещается иметь при себе фото-и видеоаппаратуру, мобильные телефоны с фотокамерой, сумки, крупные металлические предметы и бутылки с жидкостью.
Мансáрда. Жилое помещение на чердаке под скатом крыши с наклонным потолком или наклонной стеной. И вот теперь я сижу в своей маленькой комнате на втором этаже. Под самым чердаком, французы назвали бы её «мансардой». //Мансардный и мансардовый. [Франц. mansarde, по имени французского архитектора Ф.Мансара] Мансарды дают дополнительную полезную площадь, а крыши с мансардами обогащают объем здания. Этот тип конструкции крыши начал широко применять французский архитектор Ф.Мансар, по имени которого мансарда получила свое название.
Мезонúн. Надстройка (часто с балконом) над средней частью небольшого жилого дома. [От итал. mezzanine - полуэтаж] В России мезонин получил широкое распространение в XIX веке как часть каменных и деревянных домов среднего достатка. Мезонин обычно строился с тремя окнами, фронтоном и собственной крышей. И этим мезонин принципиально отличается от мансарды, то есть жилого использования чердачного помещения всего дома. Современные дома с мезонином выглядят чрезвычайно красиво, при этом открываются новые конструктивные возможности. Мезонин часто имеет балкон.
Мозáика. 1.Рисунок или узор из скреплённых между собой цветных камешков, кусочков стекла, эмали и т.п., а также сам материал, используемый для такого рисунка, узора. На бюро, выложенном перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины. Н.Гоголь. 2.ед.ч. перен. То, что представляет собой пёструю смесь разнородных элементов, частей. Такими же выразителями духа своего времени были Чернышевский и Некрасов, Чехов со своей поразительной мозаикой русской жизни его времени. Л.Соболев. //Мозаичный. [Итал. mosaico – картина из пёстрых камней] Мозаики набираются из кусочков, которые имеют простую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска. Существуют два приема набора мозаики: «прямой», при котором частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и «обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани. Затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на стену или потолок.
Небоскрёб. Высотное здание в несколько этажей (деловое, административное, жилое и т.д.). Появление небоскребов стало возможно после изобретения лифтов. Первым небоскребом считается здание страховой компании в Чикаго, построенного в 1884 году. В те же годы началось возведение небоскребов в Нью-Йорке. Сегодня небоскребы строятся по усовершенствованным проектам и выдвигаются все новые и новые идеи. В последнее время активно продвигается идея создания вращающихся эконебоскребов с использованием энергии вращения для обеспечения таких зданий электричеством. Сейчас составляется рейтинг высотных зданий по определенным критериям. Согласно этим критериям, самым высоким зданием в Мире является небоскреб Тайбэй 101, расположенный в столице Тайваня Тайбэе.
Обелúск. Сооружение в виде граненого (обычно квадратного в сечении), суживающегося кверху каменного столба с заостренной пирамидальной верхушкой. Обелиски были распространены в Древнем Египте. Изготавливались из красного гранита и устанавливались попарно по сторонам от входа в храм. Из Египта мода на обелиски распространилась в Палестину и Финикию. В России обелиски стали устанавливаться со времен Екатерины II в ознаменование крупных военных побед. Самый высокий существующий обелиск – монумент Вашингтона – был открыт в столице США в 1884 году, его высота превышает 169 метров.
Орнáмент. Живописное украшение в виде узора, а также сам узор, представляющие собой сочетание геометрических, растительных, животных элементов, расположенных симметрично. Абстрактный орнамент. //Орнаментный и орнаментальный. [От лат. ornāmentum - украшение] Орнамент бывает геометрическим, который состоит из абстрактных форм: точек, прямых, ломаных, ромбов, звезд, спиралей. Бывает растительный, стилизирующий листья, цветы, плоды и др. Бывает орнамент зооморфный, или животный, стилизирующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов орнамента используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки, гербы и эмблемы.
Очаг. 1.Устройство для разведения и поддержания огня. В очаге ярко горел огонь, женщина варила утренний завтрак. В.Арсеньев. 2.перен. Семья, родной дом. 3.перен. Место возникновения, источник распространения чего-либо, центр. Средоточие чего-либо. Очаг землетрясения. Очаг инфекции. Ликвидировать очаг пожара. //Очаговый (к 3-му знач.). и очажный (к 1-2-му знач.). [Тюрк. ачаг] По археологическим данным, очаги известны с эпохи раннего палеолита и были сложены из камней, обмазанных глиной. В круглых жилищах очаги обычно находятся посередине, как в чумах ненцев, эвенков и других народов Севера, в прямоугольных – ближе к стене, преимущественно напротив входа, как в домах у некоторых народов Дагестана. У многих народов, таких как греки, римляне, славяне, народы Кавказа и Сибири он считался священным местом жилища.
Павильóн [льён]. 1.Небольшая лёгкая постройка в садах, парках, род беседки. В самой густой чаще зелени спрятался маленький павильон из берёзы. 2.Крытая лёгкая постройка для торговли или других целей. Выставочный павильон. 3.Здание, помещение для киносъёмок или звукозаписи. В павильоне шла съёмка. //Павильонный (к 1-му знач.). Здание павильонного типа (к 3-му знач.). [Франц. pavilion – палатка, шатёр] Павильоны являлись неотъемлемой частью усадебных комплексов в Европе, а начиная со времен Петра I и в России. В европейской архитектуре выделялось несколько типов павильонов. Павильон «Эрмитаж» предназначался для переговоров. Павильон «Оранжерея» представлял собой оранжерею, где растения являлись декоративной частью интерьера. Имелось и множество других разновидностей павильонов – «Гроты», «Вольеры», Чайные домики и другие. Ныне такие павильоны почти не строятся.
Паннó.1.Картина или рельеф, предназначенные для постоянного или временного украшения определенного участка или потолка. 2.Обрамленная часть стены, потолка, заполняемая изображением или орнаментом. Кто впервые придумал мозаичные панно – не известно, однако панно можно встретить и в развалинах Египта, Древней Греции и Рима. Создание картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. С помощью панно можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид. Большим спросом пользуются панно в греческом и римском стиле. В панно можно воплотить абсолютно любую идею: от картин великих живописцев до фотографии любимой собаки
Пéргола. Увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (легких решеток) на столбиках или арках. Перголы были распространены в лишенных тени террасных садах в XVI веке и служили укрытием от зноя. Они являлись объемными акцентами на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок-шпалер. Перголы и в наше время применяются в садово-парковом строительстве.
Салóн. 1.Устар. Комната для приёма гостей; гостиная. 2.Устар. Круг избранных лиц, собиравшихся в частном доме и объединённых общими интересами. 3.Зал, помещение для демонстрации и продажи художественных изделий, произведений искусства и т.п. Художественный салон. Салон для новобрачных. 4.Помещение для приёма и обслуживания посетителей в предприятиях бытового обслуживания. 5.Помещение для пассажиров в автобусе, самолёте и т.п. Передний салон самолёта выглядел так, как в обычных рейсовых ТУ. О.Апенченко. //Салонный. [Франц. Salon, от итал. Sala - зал] Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них создавались литературные кружки, объединения, впервые читались вслух произведения. Посетители салонов, как правило, были единомышленниками.
Стéла. Вертикальный каменный столб или плита (надгробная, мемориальная) с надписью, рельефным или живописным изображением. В Китае стелы были популярны на протяжении многих веков. Их возводили как религиозные организации, так и императоры. В наше время стелы часто используют как рекламную конструкцию, которая устанавливается вблизи зданий, мест скопления людей, перекрестков. Представляет собой конструкцию, чаще из металла, на бетонном основании с полями для рекламной информации. Рекламные стелы используются с целью повышения имиджа и значимости организации, распространения наружной рекламы. Часто стелы устанавливают в парках, аллеях в виде надгробий и памятников.
Столп. 1.В архитектуре: башня, колонна. Гранитные столпы поддерживали свод огромной арки. В.Скворцов. 2.Высок. перен. Крупный общественный деятель. …Талантливая артистка [В.Стрельская] – один из столпов тогдашнего Александрийского театра. Ю.Юрьев. Один из известных памятников Петербурга – Александрийский столп. Он находится в ведении музея городской скульптуры. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего трата Александра I над Наполеоном
Пьедестáл. 1.Основание памятника, статуи, колонны, вазы и т.п.; постамент. [В гостиной] керосиновая лампа на белом лепном пьедестале. В.Набоков. 2.перен. То, что возвышает кого-либо, что-либо над окружающим, придаёт кому-либо особую значительность. Эта же масса ставит казнённых на пьедестал и им поклоняется. Ф.Достоевский. [Франц. piédestal - букв. подставка для ног] Пьедесталы могут иметь различные формы – геометрически правильные с применением архитектурных элементов или произвольные, в виде естественного необработанного камня.
Пирамúда. Сооружение, имеющее форму геометрической пирамиды Как правило, пирамидами называют гробницы древнеегипетских фараонов. Одной из крупнейших древнеегипетских пирамид является пирамида Хеопса, которая представляет собой феноменальное сооружение высотой 147 метров. Постройки типа пирамиды, служившие постаментами для храмов, возводились в Центральной и Южной Америке.
Торшéр. 1.Напольный светильник на высокой подставке. 2.Высокая напольная подставка для комнатных растений Торшер представляет собой разновидность светильника на высокой подставке и с абажуром, закрывающим источник освещения, приглушая его. Благодаря этому торшер излучает неяркий, рассеянный свет, который не наносит вред глазам. Также из-за этой особенности торшеры широко применяются в дизайне интерьера для создания атмосферы уюта.
Чум. Русское название переносного жилища некоторых народов Севера и северо-востока европейской части. //Чумный. [t'śum] Чумы имеют коническую форму и зимой покрываются сшитыми в полотнища шкурами оленя, изюбра или лося, летом – вываренной берестой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивается шкурами, летом – грубой тканью. С переходом кочевых народов к оседлости чумы стали выходить из употребления, а кое-где заменяться палатками. Ю´рта. Переносное жилище у тюркских и монгольских народов-кочевников. Юрта состоит из деревянных решетчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием. В центре юрты находится очаг. С переходом кочевых народов к оседлости юрты стали использоваться на отгонных пастбищах и как временные летние жилища. Вариант 10 | Описание курса | Используемая литература и интернет-ресурсы |